(3852) 222-808

656002, Барнаул,
ул. Воровского, 163

Priemnaya@altke.ru

Горячая линия

8-800-700-70-83

На крыльях Победы. История авиаконструктора, ставшего легендой

Продолжается серия публикаций в рамках информационного проекта «Энергия Победы в наших сердцах». Каждая история борьбы за независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне неповторима. Самоотверженность и отвага героев войны и тружеников тыла вызывают неподдельное восхищение и уважение. Отрадно, что потомки освободителей – сотрудники «Алтайкрайэнерго», бережно сохранившие о них память, охотно делятся своими воспоминаниями. В пресс-службу компании приходят и совершенно уникальные материалы и фотографии, представляющие собой настоящую историческую ценность. Жизнь следующего героя публикаций пронизана множеством событий, по которым можно изучать историю нашей Родины.

О своем дедушке, Ткаченко Василии Федоровиче, рассказала Наталья Ткаченко, главный специалист бухгалтерии АО «СК Алтайкрайэнерго».

Ткаченко Василий Феодосиевич родился 09 мая 1914 года в селе Хотске (Хотское) Переяслав-Хмельницкого района Киевской области Украинской ССР.

В 1917 году состоялось вооруженное противостояние, организованное военно-политическими структурами и государственными образованиями. В 1918-м в условиях гражданской войны для инфекций наступило раздолье. Бушующий в то время тиф не обошел и семью семилетнего Василия. В 1921 году после смерти родителей от этого заболевания он остался в доме один со своей 5-ти летней сестрой. Маленькому мальчику с этого момента пришлось повзрослеть. В тяжелейших условиях он выжил сам и сохранил сестру. В 12 лет пошел работать на сахарный завод уборщиком. В 1929-1934 гг. по путевке Комсомола направлен на работу на нефтеприиски в город Небитдаг Туркменской ССР слесарем, там же был назначен мастером цеха. После смены участвовал в охране поселка от налетов басмачей. Участвовал в перестрелках. В советской историографии басмачи упоминаются как среднеазиатские бандиты, возникшие в 1917 году. По 1930-е года они оказывали ожесточенное сопротивление установлению Советской власти.

С 1934 по 1939 годы Василий Ткаченко участвовал в строительстве Криворожского металлургического завода, на котором впоследствии работал сначала электромонтажником, а потом начальником электромеханического цеха. В эти же годы занимался в аэроклубе. После работы в качестве инструктора учил курсантов летать. До войны подготовил несколько сотен пилотов. Учился на рабфаке - учебном заведении для подготовки рабочей и крестьянской молодежи к обучению в высшей школе. В 1939-м поступил в Криворожский Сельскохозяйственный институт. В этом же году был призван в армию. Служил в авиации.

На фронт Василий Феодосиевич был призван с первого дня Великой Отечественной войны. В первые месяцы военных действий летал в качестве пилота, но впоследствии, командование запретило ему подниматься в небо, так как он проявил уникальные способности давать новую жизнь поврежденным самолетам (разрабатывать новые технологии и методы восстановления отдельных узлов и деталей, изготовления специальных инструментов и оснастки, а также совершенствовать организационные формы ряда ремонтных работ). Предложенное им техническое решение ремонта стоек шасси истребителей Як-9 утвердил генеральный конструктор этого самолета

Александр Сергеевич Яковлев. Истребители Як-9 стали важнейшими самолетами времен Второй мировой, сыграв большую роль в войне. Во многом этому способствовали его модификации. За период войны под руководством и при непосредственном участии капитана технической службы Ткаченко Василия Феодосиевича было восстановлено и вновь поднято в небо более 500 боевых самолетов.

«Мой папа рассказал, что наш дедушка внедрил для Як-9 особые разработки, позволяющие самолету снижаться на максимально низкую высоту. Это позволяло вести более четкий обстрел вражеских сил, а также обеспечивало ему превосходство в воздушных боях с немецкими истребителями. Были случаи, когда дедушке вместе с другими солдатами приходилось прыгать из самолёта в снег без парашюта, чтобы остаться незамеченными немецкими захватчиками. Мы очень гордимся нашим дедушкой, он герой и настоящая легенда авиаконструкторской истории Победы в Великой Отечественной войне», - рассказала Наталья Ткаченко.

Контузия вывела авиаконструктора из строя, он лишился слуха и зрения. Как только здоровье пошло на поправку Василий Феодосиевич вернулся в часть. Закончил войну в Берлине в мае 1945 года. Весть о Победе стала лучшим подарком ко дню его рождения.

После окончания войны до 1951 года служил в ВВС СССР в составе Группы советских войск в Германии. В этом же году его часть перевели на Родину. Преподавал в школе авиамехаников. Службу закончил в 1960 году в звании капитана в городе Барнауле. После демобилизации более 20 лет проработал в Алтайском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института маслодельной и сыродельной промышленности (ВНИИМС). Более 10 лет работал механиком в Барнаульском высшем военном авиационном училище лётчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина (Барнаульское ВВАУЛ).

Ткаченко Василий Феодосиевич награжден Орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», а также медалями: «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Польской медалью, медалью «За безупречную службу», а также юбилейными медалями, медалью «Ветеран труда». За разработку пищевого оборудования награжден Бронзовой медалью ВДНХ СССР. В 1985 году - вторым орденом Отечественной Войны II степени, юбилейными медалями СССР. В 2001 году капитану Ткаченко Василию Феодосиевичу Указом Президента России Владимира Путина было присвоено звание майора.

Умер Василий Ткаченко 11 июня 2003 года.


Яна Бакланова,

пресс-секретарь АО «СК Алтайкрайэнерго»